Пятница, 11 октября 2013
Карта сайта Email Главная Избранное
Главная страница / Информация о деле
Вернуться в дело

    
    
    
А13-12835/2009
    
    
274/2009-93359(1)

    
    
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е


30 ноября 2009 года                  город Вологда                  Дело № А13-12835/2009
     Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2009 года.
     Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2009 года.
     
     Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шестаковой Н.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алимовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области о признании незаконными действий,
     при участии от заявителя Дегтеревской А.А. по доверенности от 18.11.2009, от ответчика Осиповой О.В. по доверенности от 15.01.2009 № 13,
     

                                        у с т а н о в и л :

     
     муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее - инспекция) о признании незаконными действий по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (далее - справка) от 27.07.2009 № 4185 сведений по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 138 463 руб. 18 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 981 119 руб. 49 коп. В качестве устранения допущенного нарушения прав и законных интересов просит суд обязать инспекцию выдать справку без указания в ней задолженности по спорным суммам пеней.
     В обоснование предъявленных требований предприятие сослалось на необоснованное включение в справку задолженности по пеням, по которым истекли сроки давности и право на взыскание.
     Инспекция в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании предъявленные требования не признали, считают правомерным включение в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам сведений о спорных суммах задолженности и не нарушающим права заявителя.
     Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
     Как следует из материалов дела, инспекцией по запросу предприятия 27.07.2009 представлена справка № 4185 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 23.07.2009.
     В указанной справке налоговым органом отражена задолженность по уплате пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 988 182 руб. 22 коп., пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 138 463 руб. 18 коп. (том 1 листы 12-14).
     Письмом от 20.08.2009 № 09-24/3370 инспекция представила расчеты пеней по указанным налогам.
     Из расчетов пеней следует, что пени по налогу на пользователей автодорог начислены на недоимки по налогу, возникшие за период 1997-2003 гг. (том 1 листы 16-36), пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 981 119 руб. 49 коп. - 1996-2004 гг. (том 1 листы 38-99).
     Начисление и включение в справку пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 7062 руб. 73 коп. за период с 01.07.2009 по 30.07.2009 не оспаривается заявителем (том 1 лист 37).
     В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
     Содержание справки должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
     Форма справки утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».
     Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме № 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению») справка о состоянии расчетов для юридических лиц формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
     В качестве подтверждения недоимок, на которые начислены пени, инспекцией представлены выписки из лицевого счета по налогу на пользователей автодорог, налогу на добавленную стоимость (том 1 листы 130-149, том 2 листы 1-108).
     Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что иных документов подтверждающих наличие задолженности и соблюдение принудительного порядка ее взыскания не имеется, документы уничтожены за истечением срока хранения. При этом налоговый орган считает, что принудительный порядок взыскания недоимок по налогам соблюден, поскольку сведения о задолженности по налогам в лицевом счете общества отсутствуют.
     Суд приходит к выводу о том, что представленными документами налоговый орган не подтвердил наличие недоимок, на которые начислены пени, а также соблюдение налоговым органом принудительного порядка их взыскания.
     Приказом ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@ утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», согласно которым Карточка «РСБ» местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (далее - плательщик), по текущим платежам и неурегулированной задолженности. Налоговые органы обязаны вести карточки «РСБ» по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемых налоговыми органами.
     Следовательно, карточки лицевого счета являются внутренними документами налогового органа. Представленные налоговым органом выписки из лицевого счета при отсутствии первичных документов (налоговых деклараций, расчетов, платежных документов) не подтверждают данные о размерах пенеобразующих недоимок.
     В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Этот срок сам по себе не является пресекательным, но для взыскания налога налоговому органу следует соблюдать совокупность сроков, установленных НК РФ.
     Пункт 3 статьи 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего в течение 60 дней полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.
     В связи с этим, в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 указано, что, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам (6 месяцев), и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.
     При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
     Именно совокупность данных сроков является пресекательным сроком, по истечении которого не может быть взыскана недоимка и начислены пени на эту недоимку.
     Исходя из совокупности сроков, предусмотренных статьей 70, пунктом 3 статьи 46 и пунктом 3 статьи 48 НК РФ, следует, что исчисление срока для взыскания налога и начисления пеней производится следующим образом: три месяца с установленного законом срока уплаты налога плюс срок для исполнения требования плюс 60 дней плюс шесть месяцев.  
     Пени, согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ, являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
     Пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления сроков давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать без главного.
     В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить НК РФ.
     Таким образом, взыскание пеней, начисленных на недоимку, срок взыскания которой истек, неправомерно.
     Из материалов дела, отзыва инспекции от 18.11.2009 следует, что оспариваемые пени начислены на недоимки, образовавшиеся в 1996-2004 годах.
     Как пояснил представитель инспекции в судебном заседании, доказательств принудительных процедуры взыскания недоимок у налогового органа не имеется.
     Отсутствие недоимки по налогу на пользователей автодорог и налогу на добавленную стоимость в карточке расчетов с бюджетом, а также начисление пеней за нарушение сроков их уплаты не является доказательством соблюдения принудительных процедур взыскания недоимок.
     При таких обстоятельствах, пени, начисленные на недоимки, предельный срок для взыскания которых истек, не могут быть взысканы.
     Следовательно, налоговым органом утрачена возможность взыскания спорных сумм пеней как во внесудебном, так и в судебном порядке.
     Ссылка налогового органа на отсутствие судебных актов, подтверждающих неправомерность начисления пеней, судом не принимается, поскольку по настоящему делу установлено неправомерное начисление пеней и истечение сроков для их взыскания.
     При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отражение налоговым органом в выданной заявителю справке в качестве задолженности спорных сумм пеней нарушает права и законные интересы предприятия, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
     Действия инспекции, связанные с отражением в справке у предприятия спорной задолженности по пеням, являются незаконными.
     Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 сентября 2009 года № 4381/09.
     При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
     В соответствии с частью пятой статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
     В качестве устранения допущенного нарушения прав и законных интересов предприятие просит суд обязать инспекцию выдать справку без указания в ней задолженности по спорным суммам пеней.
     В справке по состоянию на 23.07.2009, выданной предприятию, содержатся сведения о задолженности по спорным суммам пеней без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке.
     Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
     В данном случае справка о состоянии задолженности по налоговым платежам необходима предприятию для получения финансирования инвестиционного проекта по реконструкции, модернизации и капитальному ремонту сетей и объектов водоснабжения города Вологды «Вологодская муниципальная служба водоснабжения и водоотведения», для участия в конкурсах на заключение государственных контрактов, получения кредитов к коммерческих банках.
     Довод налогового органа о том, что нормативными документами не предусмотрена возможность исключения нереальной к взысканию задолженности, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
     Суд считает необходимым обязать инспекцию предоставить справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания в ней задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 138 463 руб. 18 коп., по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 981 119 руб. 49 коп.
     Кроме того, заявитель просит суд запретить налоговому органу впредь выдавать предприятию справки формы № 39-1 с включением в них указанных пеней.
     Поскольку часть пятая статьи 201 АПК РФ предусматривает обязание соответствующего государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а выдача справки расчетов с бюджетом в будущем на момент принятия решения права заявителя не нарушает, суд считает неприменимым заявленный предприятием способ устранения нарушения его прав.
     В связи с удовлетворением предъявленных требований расходы по госпошлине подлежат взысканию с инспекции в пользу заявителя в полном объеме согласно абзацу первому части первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
     Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
     

                                       р е ш и л:

     
     признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области по включению в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» № 4185 от 27.07.2009 сведений о задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 138 463 руб. 18 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 981 119 руб. 49 коп.   
     Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области в течение десяти дней со дня вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» путем представления справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам без указания в ней задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 138 463 руб. 18 коп., по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 981 119 руб. 49 коп.     
     Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы     № 11 по Вологодской области в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
     Решение суда в части признания незаконными действий налогового органа подлежит немедленному исполнению.
     Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
     

Судья                                                                                                    Н.А.Шестакова

     

 
Расписание дел
Информация о деле
Госпошлина
Банкротство
© 1992—2013 Арбитражный суд Вологодской области